Любым деталям механизма необходимо внимание, в том числе и самым мелким. В механической передаче нередко страдают шестерни, а именно зубья, на которых возникают микротрещины и сколы. Это приводит к изменению их формы, что, в свою очередь, влияет на работу подшипников и самих шестерён, ухудшает точность их работы в зацеплении. Такое повреждение называется микропиттинг — явление, которое ведёт к разрушающему износу. На месте микротрещин со временем появляются микроскопические углубления, которые могут увеличиваться и привести к макропиттингу — явлению ещё более губительному для механизмов, приводящему к поломке.
Микропиттинг возникает вследствие неверного подбора масла или шероховатости поверхности деталей, которые работали долгое время. Он может привести к появлению вибрации и шумов, а также к перекосу и повышению вероятности усталостного разрушения. Поверхностная усталость — явление, схожее с микропиттингом. Это появления углублений на поверхности под действием твёрдых или мягких частиц, которые образуются в результате износа шестерён и загрязняют масло. Они циркулируют вместе с маслом между контактирующими поверхностями и образуют своеобразные выступы. С течением времени и при повторяющихся повышенных нагрузках углубления разрастаются в тех местах, где целостность поверхности нарушена. Все это приводит к протечкам, разрушению деталей и сокращает срок службы редуктора.
Подобные проблемы нередко зависят от подбора масла. Синтетические масла лучше защищают при высоких температурах, чем минеральные масла с той же вязкостью и присадками. Это ключевой фактор, который уменьшает вероятность образования микропиттинга и поверхностной усталости.
Скорость также может играть роль в образовании микропиттинга и поверхностной усталости. При низких скоростях толщина плёнки уменьшается. Аналогично, при высоких скоростях толщина плёнки увеличивается.
Выбор присадок тоже важен. Если вы используете масло с противозадирной присадкой, её активность при более высоких температурах вырастет. Таким образом, будет обеспечена защита от адгезионного износа
Слишком высокая вязкость может привести к образованию избыточного тепла — ускоряется окисление смазочного материала. Он теряет свои рабочие характеристики и не сможет обеспечивать достаточную защиту оборудования.
Анализ смазочного материала позволяет определить остаточный срок его эксплуатации и необходимость замены, чтобы вовремя предотвратить разрушающий износ деталей. Точно сказать, через какой промежуток времени необходимо проводить анализ — нельзя, однако обращайте внимание на рекомендации производителя и факторы жизни вашего автомобиля (пробег, класс автомобиля, качество топлива и региональные особенности).