Не все элементы, участвующие в передаче крутящего момента к двигателю автомобиля требуют смазки трансмиссионным маслом. В коробки передач с шестернями цилиндрической формы производители рекомендуют заливать моторное. А для смазки узлов АКПП нельзя использовать ни то, ни другое масло. В «автоматах» применяется ATF — жидкость повышенной текучести. Но в автомобилях с классической компоновкой трансмиссии применяется исключительно специализированное масло.
Оно бывает трех типов:
Перед тем, как купить трансмиссионное масло, необходимо учитывать ряд факторов: его характеристики, состояние КПП, климатические условия, в которых будет эксплуатироваться машина и т.д.
Американским институтом нефти (API) разработана градация, определяющая скорость скольжения и уровень противозадирных свойств. На класс смазывающего материала указывает аббревиатура GL (Gear Lubricant) и цифры от 1 до 5.
Первые три класса подходят для трансмиссий старых моделей. В современных легковых автомобилях применяются GL-4 и GL-5.
GL-4 следует заливать в синхронизированные КПП задне- и переднеприводных авто. GL-5 рекомендуется для использования в коробках с гипоидной передачей. Ошибка чревата выводом из строя шестерен главной пары.
В специализированных магазинах можно приобрести масло GL-4/5, которое подходит как для синхронизаторов, так и для гипоидных зацеплений.
Это еще один из важных параметров. От него зависит продолжительность эксплуатации всех элементов трансмиссии, ее эффективность, расход топлива, гидравлические потери.
Чем ниже температура, при которой планируется заводить холодный двигатель, тем более вязким должен быть продукт. Например, классу вязкости 70W соответствует предельная минимальная температура -55 градусов, а 85W подходит для холодного запуска при -12.
Показатель высокотемпературной вязкости для каждой модели указан в инструкции, и лучше придерживаться рекомендаций производителя.
Для продления срока службы КПП переднеприводных машин производства «АвтоВАЗ» рекомендуют использовать смазку GL-4 или GL-4/5 с уровнем вязкости 75W-80, 80W-85, 80W-90. К этому классу относится импортная синтетика и полусинтетика.
Продукты с высокой вязкостью не проникают в должной степени ко всем деталям трансмиссии автомобилей, что повышает степень износа КПП.